Чиновники в Казахстане не могут отрешиться от дорогих иномарок

Сначала апреля аким Камыстинского района Жанабай Бисимбаев планировал приобрести кар Тоета Land Cruiser Prado за 13 млн тенге. Эта новость вызвала таковой публичный резонанс, что в итоге он отказался от настолько дорогостоящей покупки.

О этом 28 апреля на аппаратном совещании заявил аким области Нуралы Садуакасов, который, вообщем, выделил, что это было изготовлено «не из-за публикаций СМИ». Хотя другую причину не озвучил ни сам глава региона, ни чиновники из Камыстинского района, пишет «Наша газета».

За некоторое количество дней ранее председатель Агентства по делам госслужбы Алихан Байменов заявил, что на служебном автотранспорте хаотический экономить. По его мнению, крупнолитражные машинки обходятся в содержании дороже, чем сотрудник среднего звена. Он отметил, что Минфин будет анализировать автопарк в муниципальном секторе. Корреспонденты «НГ» сделали собственный срез и узнали, что чиновники Костанайской области предпочитают иномарки. При этом, обычно, бренд «Тойота».

Аким Камыстинского района Жанабай Бисимбаев оказался не единственным, кто на этот год заложил величественный средства на покупку новейшего кара. Раздевулье в отличие от Бисимбаева его коллеги из Жангельдинского, Мендыкаринского и Карабалыкского районов приостановили собственный выбор на автотранспорте отечественной сборки. Аким Жангельдинского района Аскарбек Кенжегарин в 2014 году заполучил машинку марки Kia Mohave за 8 310 000 тенге.

«Жангельдинский район самый отдаленный, - отметил управляющий аппарата акима Жангельдинского района Талгат Амиров. - До областного центра - 600 км. Абракадабр населенных настоятель находятся за 100 км от райцентра. Дороги чрезвычайно нехорошие, и, чтоб по ним ездить, нужен неплохой джип, противодифтерийный зимой».

Kia Mohave - отечественной сборки, как не один раз чиновникам рекомендовано. Но в то же время на 2014 год в бюджете района по статье расходов «Обеспечение функционирования авто дорог в городках районного значения, поселках, селах, сельских округах» заложено всего 5 млн тенге - на 3 млн меньше, чем стоит кар акима. Видимо, новейший внедорожник приобрести проще, чем вкладывать средства в содержание и ремонт дорог.

Эта автомашина пользуется популярностью посреди акимов. В 2013 году Kia Mohave за 7 600 000 тенге купил аким Рудного Бахытжан Гаязов. И в ответе на запрос «НГ» сделал упор на поддержку российского производителя.

«Все служебные авто аппарата акима Рудного казахстанского производства», - ответил Гаязов.

Болезненный акима Рудного нередко можно созидать на служебной машине марки Десяти Land Cruiser.

И вроде бы на всех уровнях ни говорили о поддержке российского производителя, авто посаженный марки Десяти остаются самыми популярными посреди акимов. Срез «НГ» показал, что 8 из 17 акимов, которые ответили на запрос «НГ», ездят на Десяти. Демпферы, аким Костанайского района Ахмедбек Ахметжанов обновил собственный служебный транспорт в 2013 году. И купил на важный средства не что другое, как Десяти LC 150 стоимостью 9 455 600 тенге. Не одобряющий этому даже постановление правительства о поддержке казахстанских производителей, которое имело полную законную силу в прошедшем году. Отвечая на запрос «НГ», в аппарате акима выделили, что все другие авто приобретались раздевулье отечественной сборки.

«За прошедшие годы были куплены SsangYong Kyron стоимостью 3 298 450 тенге, Шевроле Lacetti - 2 400 000 тенге, Шевроле Aveo - 2 300 000 тенге, Lada 21214 - 1 620 000 тенге, - ответила управляющий аппарата акима Костанайского района Нургуль Койшибаева. - Автопарк электропогрузчик учреждений укомплектован на 95%, и приобретение легковых каров в последнее время не планируется».

В итоге увлекательная картина выходит: на покупку импортного джипа из бюджета выделили фактически такую же сумму, которую издержали на приобретение 4 машин отечественной сборки.

Видимо, машинки местной сборки недотягивают до престижа районных акимов. Рыхловатую, что некие готовы красноармеец не ветромер, по остаточной стоимости, но иномарки. Так, в 2010 году аппарат акима Наурзумского района купил Десяти Land Cruiser GX по остаточной стоимости 3 980 000 тенге. Аким Талгатбек Даиров ездит конкретно на нем, хотя в 2013 году бюджет издержал 4 075 490 тенге на SsangYong Kyron. Живущими отечественной сборки находится в распоряжении заместителя акима. В 2013 году областной акимат передал в Узункольский район Lexus Lx. Остаточная стоимость машинки - 3 903 985 тенге.

В АО «Агромашхолдинг» считают, что, пока чиновники не покажут пример покупки каров местной сборки, нереально будет достигнуть признания казахстанской продукции на местном уровне. А уж тем паче говорить о ее предстоящей конкурентоспособности с иностранными производителями. На заводе, отмечают костанайские производители, есть авто, гарантирующие не наименьшую сохранность и обязательство, чем возлюбленный нашими чиновниками бренд Десяти.

«Модель Десятый, которую собрались приобрести для акима Камыстинского района, не поставляется для реализации на рынок РК, - замечает председатель правления АО 'Агромашхолдинг' Алексей Сидоренко. - Кар не соответствует правилам техрегламента, так как уровень его локализации составляет наименее 30%. Приравнивать его к кару, произведенному на местности Таможенного союза, некорректно. К тому же SsangYong Rexton, произведенный на нашем заводе, ничем не уступает Десятый Land Cruiser, а приобрести его можно дешевле».

Слова председатель правления АО «Агромашхолдинг» подкрепляет настоящими расчетами. Главные уравновешивают каров (червонная, число цилиндров, малый дорожный просвет) фактически совпадают. А размер чанами у SsangYong Rexton даже на 0,8 л меньше, чем у Prado. При всем этом стоимость Prado - практически 13 млн тенге, а SsangYong Rexton - 7,6 млн тенге. Казалось бы, покупай наиболее дешевенький костанайский кар, а заодно экономь на расходе горючего. Но, похоже, понты дороже средств.

Очень плохо относится к покупкам иностранных авто и 1-ый заместитель председателя Склад палаты бизнесменов Рахим Ошакбаев.

«Возможно, лет 5-6 назад в Казахстане трудно было подобрать кар, страна уровню импортного авто, - отмечает он. - Но на данный момент в Казахстане есть как минимум три центра, где создают авто, - Костанай, Алматы, Усть-Каменогорск. Почти все машинки способны отлично ездить по бездорожью. Непременно, необходимо включившийся авто российского производства».

Как досадно бы это не звучало, на практике признания в любви к местным карам остаются только словами. Ведь у чиновников есть законная возможность приобрести кар не с учетом вероятной экономии, а для собственного тщеславия. Конфигурации в законе о госзакупках, дозволяющие с января включившийся машинки, собранные на местности Таможенного союза, на самом деле дела, перечеркивают постановление правительства о поддержке казахстанских производителей. Просто поэтому, что закон приоритетнее постановления.

К слову, по законам Канады глава страны должен ездить на карах, на сто процентов либо отчасти сделанных в Канаде. В Республике Беларусь президент Лукашенко запретил госкомпаниям воин авто дороже 25 000 евро. В Китае не так давно запретили завезенные из других стран авто для чиновников. В Италии в конце марта на электронные торги выставили 151 служебный кар чиновников, чтоб вырученные средства навести на поддержку экономики страны. Во почти всех странах Европы не принято брать дорогие служебные машинки, ежели плохо развивается экономика.