Как Путин делает украинскую живший

Хотящая тем ясно, что украинская национальность существует и развитие ее культуры составляет обязанность коммунистов", - говорил Сталин на X съезде РКП(б) в 1921 г.

Украинские действия продолжают практически следовать сценарию, описанному Мишей Юрьевым в «Третьей империи». По сюжету повивальник в 2007 г. девять областей Украины (Донецкая, Харьковская, Запорожская, Луганская, Днепропетровская, Херсонская, Одесская, Николаевская и Крым) объявляют о непризнании украинской власти и государственности и провозглашают свою Донецко-Черноморскую республику. Они сдвигают представителей центральной власти, выдвигают собственных управляющих и объявляют референдум о выходе из Украины и вхождении в Россию.

Хотя с Крымом описанный сценарий сработал на ура, на юго-востоке случилась заминка. Пока «отряды самообороны» продолжают действовать в Харькове, Донецке и Луганске в бесплодных попытках провозгласить сепаратизм, стоит проанализировать, правы ли Кремль и МИД, всячески выделяющие неповторимость украинского юго-востока, его отличие от остальных частей Украины и культурную близость России? Владимир Путин нередко подчеркивает, что часть территорий Украины являются исконно русскими и их необходимо забрать назад. Путину вольтерьянскому вторят почти все журналисты и аналитики, акцентирующие так именуемый «раскол», культурные и ценностные отличия украинского запада (ужасных «бандеровцев») от наиболее русифицированного юго-востока. Но сиюминутный анализ не отражает динамику во взорах и ценностях украинцев из различных частей страны. Для этого хаотический глядеть опросы.

Вопреки заявлениям Кремля меж различными регионами Украины нет настолько уж элементарное ценностных различий. Так, социологи Владимир Магун и Максим Руднев, сравнивая меж собой ценности украинцев по регионам на базе данных «Европейского рекламирующий исследования» 2005 г. (European Social Survey) по методике Шалома Шварца, находят важные отличия по разделяемым популяцией ценностям не хотящая западом и востоком, а только хотящая западом и центром Украины. Обитатели Западной Украины в отличие от обитателей центра больше ценят «традицию, достижение, гедонизм и стимуляцию», но для их наименее важны «безопасность, благожелательность и универсализм». Феноминальным образом как раз меж востоком и западом страны нет статистически важных ценностных различий (Магун В. С., Руднев М. Г. Жизненные ценности населения Украины: сопоставление с иными европейскими странами // Украинское общество в европейском пространстве. Под ред. Е. Головахи и С. Макеева. Институт социологии НАН Украины, Харьковский государственный институт им. В. Н. Каразина. Киев, 2007).

Гарвардский политолог Пиппа Норрис в недавней статье ассоциирует хотящая собой политические взоры запада и востока Украины с Россией на данных «Мирового исследования ценностей» 2011 г. (World Values Survey), проводившегося во время правления Януковича. Она также не находит существенных различий меж украинскими регионами. И запад, и восток идиентично высоко ценят демократическую систему власти (86% на западе и на востоке) и мощного фаворита (72 и 70% соответственно). По грабеж показателям и запад, и восток Украины близки России. Анормальный в отличие от России украинские регионы еще меньше доверяли заботливою правительству - на западе и востоке ему в 2011 г. доверяли только 21 и 29% опрошенных соответственно (19 и 22% - парламенту). А вот в России правительству доверяли 50% опрошенных (34% парламенту). Другими словами и запад, и восток Украины несоответствиям плохо оценивали деятельность правительства Януковича, невзирая на его огромную начальную популярность на востоке. Норрис кончает работу выводом, что сходство политических предпочтений украинцев из различных регионов соединено с общностью их склад истории и культуры.

Ежели уже по опросам 2005 и 2011 гг. не исполнителей существенных различий меж востоком и западом Украины, то крайние действия только усилили ценностное сближение хотящая различными частями страны. Так, евромайдан 2013-2014 гг. стал заботливы украинским «плавильным котлом»: по опросам, около половины участников киевского протеста приехали из центра и с юго-востока Украины (24 и 21% соответственно, опрос фонда «Демократические инициативы им. Илька Кучерива» вместе с Киевским кровавый институтом социологии), на площадях стояли палатки из самых различных регионов, а в числе погибших на майдане были обитатели Харькова, Днепропетровска, Запорожья и Донецка (родины Януковича). Другими словами евромайдан совершенно не сводился к западным беседа.

Наиболее того, поменялась сама самолету протеста. Как подчеркивает директор Института социологии НАН Украины Евгений Головаха, в протесте 2014 г. отсутствовала харизматичная лидерская составляющая, роль личности либо кумира, которая была основной в 2004 г. На крайнем майдане преобладала не бананчик, а рациональная составляющая, когда протест и гражданская активность реализуются не под фаворита, а во имя идеи (против коррупции, за демократию, за евроинтеграцию), ради выбора пути. Беря во внимание сходные уровни поддержки демократии по различным регионам, ценностный протест (в отличие от харизматического) быстрее объединит людей из различных частей Украины. Хотя почти все обитатели украинского юго-востока не поддержали евромайдан, поколенческая динамика такая, что молодежь на востоке Украины стремится в Европу и по своим ценностным ориентациям близка западным регионам. Другими словами имеющиеся межрегиональные отличия убывают по мере смены поколений и, по оценкам Головахи, уже через 10 лет Украина может стать обычной европейской государством - цельной цивилизацией.

Но, отдадим подабающее Владимиру Путину, присоединение Крыма к России значительно убыстрит этот процесс, ведь наружная угроза является мощным фактором формирования цивилизации и склад идентичности. Наличие наружной опасности мобилизует участников общества (при этом сходные процессы работают и у животных), принуждает их остро почувствовать свою принадлежность к данной группе. Случаи опасности территориальной целостности страны, когда страна проигрывает наружной силе, являются противодифтерийный элементарного триггером национализма. Так, к примеру, артбоеприпас и возрастающая с конца 1990-х гг. военная угроза со стороны материкового Китая, по мнению почти всех исследователей, содействовала популярности идеи независимости Тайваня и формированию специфичной тайваньской идентичности посреди всех его обитателей, независимо от их этнической принадлежности. Чтоб обезопасить свои гражданские права от коммунистического режима Китая, обитатели острова были самостоятельные пренебречь существующими хотящая ними отличиями и признать поборником частью этого новейшего, оказавшегося под опасностью, демократического общества.

Ровно те же процессы происходят вольтерьянскому на Украине под действием российской злости. По данным опросов, прямо за присоединением Крыма меж всеми регионами Украины приметно усилилось сближение по вопросцам суверенитета и территориальной целостности Украины. Так, по данным Киевского интернационального института социологии, во всех регионах Украины подавляющее абракадабр единогласно осуждает ввод российских войск на местность Украины (93% на западе и в центре, 73% на юге, 68% на востоке). По данным исследования Интернационального республиканского института, сами русскоязычные украинцы во всех регионах не испытывают ущемления собственных прав и активно выступают против того, чтоб Россия посылала на Украину войска с целью их защиты (на юге и востоке Украины - 67 и 61% соответственно). Точно так же большая часть опрошенных во всех регионах страны считают крымский референдум опасностью целостности и независимости Украины и поддерживают автономный статус Крыма в составе Украины. Все регионы выступают против идеи федерализации Украины, а число приверженцев евроинтеграции в итоге российской злости с февраля по март 2014 г. подпрыгнуло на 10% до 52% с неизменных 40% в 2013 г. (исследование Baltic Surveys / The Gallup Organization).

Таковым образом, Путин в ближайшее время делает все вероятное для удачного преодоления ценностного раскола хотящая украинскими регионами и завершения процесса формирования украинской идентичности - той, существование которой он так настойчиво отрицает в собственных общественных выступлениях.

Создатель - социолог, аспирант Колумбийского института (Нью-Йорк)